Белорусские биатлонисты в горах постигают "дзен" и готовятся к кульминации сезона

С прицелом на Олимпиаду: биатлонисты готовятся к кульминации сезона

И с небольшой надеждой смотрят в следующий сезон

Мужская сборная Беларуси по биатлону перед ключевыми стартами сезона вновь поднялась в горы.

Редкое затишье в таком насыщенном даже без международных стартов графике белорусские биатлонисты используют по максимуму. Традиционно февраль — время сложной и кропотливой горной подготовки на излюбленной базе Цахкадзор в Армении.

Вместе с мужской командой занимается и часть женской. О ней sport5.by писал ранее.


Соревнований нет, но тренировки бурлят

"Я не собираюсь побеждать горы. Я побеждаю себя". Это выражение первой женщины-европейки, покорившей Эверест Ванды Руткевич, как нельзя лучше подходит к подобной части "работы" спортсменов. Здесь они прежде всего побеждают себя и те негативные реакции организма, которые возникают при резком наборе высоты.

Высокогорьем Цахкадзор назвать нельзя, всё-таки этот термин используют для местности от 2500, а то и 3000 метров. Но даже здесь, на высоте порядка 2000 метров каждый на своей шкуре прочувствует всю "тяжесть" гор. Наших биатлетов, которые не первый год наведываются на местную базу, можно назвать тренированными. А вот, к примеру, мужская сборная Беларуси по боксу, которая приехала сюда впервые и находится одновременно с биатлонистами, по словам старшего тренера национальной команды Сергея Пьянова, первые четыре дня даже тренировочный процесс толком не могла наладить. Так Смягликова и компанию — крепко сбитых и сильных мужиков — в первые дни "придавили" горы Армении. Да и сам автор их прекрасно понимает: будучи в совсем короткой командировке, все прелести горной акклиматизации испытал.

На высоту 2000 метров наши стреляющие лыжники приехали отнюдь не отдыхать. В этих живописных местах среди величественных гор наши мужчины и Динара Смольская проходят три цикла подготовки. Как ранее отмечал тренерский штаб, в планах команды на этот горный сбор восполнить аэробные способности организма спортсменов, уделить внимание стрелковой составляющей, в том числе элементам холостого тренажа, и сделать скоростную работу перед важнейшими стартами на Кубке сильнейших спортсменов в Раубичах.

К слову, февраль здесь имеет едва ли не сакральное значение, если держать в уме понятно какой год, понятно какие Игры, понятно на какой высоте.

Об особенностях горного сбора и о многом другом рассказал старший тренер мужской команды Роман Синиченко.

С прицелом на Олимпиаду

— Роман Павлович, второй февраль подряд наша сборная проводит в Цахкадзоре. Можно ли это считать прицелом на Олимпийские игры-2026?

— Действительно, верно вы подметили. Именно с этим прицелом мы и выстраивали подготовку и прошлый сезон, и этот. Безусловно, все наши мысли там, на Играх.

— Команда находится здесь уже полторы недели. Расскажите, как проходит сбор.

— Безусловно, как и любой организм, попавший с равнины в горы, мы проходили фазу акклиматизации. Ввиду того, что мы испытываем эффект гипоксии на высоте 2000 метров, в организме происходят изменения функций кислородтранспортной, сердечно-сосудистой систем и всего, что с этим связано.

Опираясь на данные комплексного контроля (ВСР, ЧСС, ортропроба, утренний пульс, степень восприятия нагрузки, оценка качества сна, биохимический и лактатный контроль), можно судить, что мы адекватно прошли акклиматизацию, никаких экстренных, каких-то новых неожиданностей не произошло, всё штатно.

Первый цикл был у нас построен на восполнение аэробной базы. То есть мы опять растили наши энергетические клетки, митохондрии, делали длинную аэробную работу, включали элементы силовых, короткие ускорения для стимуляции центральной нервной системы.

Сейчас мы уже перешли к более высокой интенсивности. Такая смешанная работа у нас проходит. Потихоньку готовим организм к следующей неделе, которая уже будет, собственно, разгонной. Специально подводящей к стартам февраля в Раубичах.

— Простым языком для читателей расскажите, за счёт чего возникает такой "вау-эффект" сразу после того, как спортсмен спустился с гор?

— Очень много теоретических знаний по этому поводу накоплено, да, по поводу влияния высоты на человеческий организм. Но, хотел бы сразу отметить, что здесь очень многое зависит от того, в каком состоянии ты приехал на высоту, что конкретно ты делал, как прошёл акклиматизацию, что делал в последние дни на высоте, какая это была высота, болел ли спортсмен на высоте.

Да, действительно, здесь мы естественным путём стимулируем процесс эритропоэза — увеличения количества эритроцитов. Именно они непосредственно переносят кислород к мышцам.

И, спускаясь с высоты, мы сохраняем эту положительную способность более эффективного транспорта кислорода к нашим рабочим мышцам, что обеспечивает нам более продуктивную работоспособность

Существует в теории несколько волн реакклиматизации, когда организм начинает перестраиваться на равнинные условия. У каждого этот процесс индивидуален. Подобное надо уметь чувствовать, анализировать и подбирать соответствующие нагрузки и время, когда спортсменам стартовать и насколько ему этого преимущества хватит.

— Что касается сборов и подготовки на высоте: может, и правильно поступал в своё время нынче житель Минска Уле-Эйнар Бьёрндален, который перед каждым стартом уезжал готовиться в горы?

— Да, всё верно, есть даже информация о том, что он, будучи уже весьма опытным спортсменом, выезжал на высоту 2000 метров и более. Собственно, по науке среднегорный эффект начинается от 1600-1800 метров. Поэтому две тысячи — это хорошая высота. Хорошо, что наши спортсмены имеют возможность выезжать на такую высоту, она нам крайне необходима, — сказал Роман Синиченко.



Без предварительных оценок формы

О своих впечатлениях от нынешнего сбора в Цахкадзоре sport5.by рассказал лидер белорусской команды, серебряный призёр Олимпийских игр в Пекине Антон Смольский.

— Наша команда в Цахкадзоре не впервые, и акклиматизация с каждым разом намного мягче проходит и быстрее. Каждый уже примерно знает, в какой день будет максимально тяжело, а в какой день "отпустит". С этими знаниями мы и планируем тренировочный процесс.

Здесь есть хорошая твёрдая трасса, яркое солнце, лёгкий мороз, пятикилометровый круг, стрельбище. Конечно, мы его дорабатывали, равняли, весь необходимый инвентарь (включая коврики) привозим с собой. Здесь даже стрельбище обустраивала наша команда.

— Как оцените свою форму в данный момент?

— Что касается формы, пока ничего не могу сказать. В данный момент идёт подготовительный период. На высоте 2000 метров сложно оценивать в какой-то ты соревновательной форме находишься. Потому что здесь мало интенсивной работы. Вот когда мы "спустимся", тогда будет более ясная картина, причём уже с первого дня. Сейчас же делаем всё для того, чтобы в Раубичах быть в хорошей форме.

— В Цахкадзоре моделируете ситуацию с грядущей Олимпиадой?

— Да, весь план строим для того, чтобы набрать горный стаж, быть во всеоружии к моменту возвращения и быть готовыми к Олимпийским играм. Поэтому, конечно, мы планируем подготовку так, чтобы пик своей формы был и в следующем феврале.

— Наконец-то мы дождались послаблений относительно допуска некоторых зимних видов спорта. Как встречаете такие новости?

— Конечно, мы все надеемся и ждём допуска. Что нам ещё остаётся делать? Никаких чрезмерных ожиданий нет, потому что прекрасно понимаем, что ситуация не такая простая. Не будет так, что в один прекрасный день нам скажут: "Всё! Раз — и поехали". Это будет долгий процесс, и мы просто надеемся, что это произойдёт как можно скорее.

— Много подводных камней будет и вокруг возможного допуска. Ситуация может быть сродни российской, когда от страны поедет всего 2 плюс 2 спортсмена.

— Мы это прекрасно понимаем, поэтому много вариантов обсуждаем, и об этом можно говорить бесконечно, пока не появится окончательное решение. Может, даже сложиться так, что спортсмены поедут без персонала, без сервиса.

Будет ли в такой ситуации радость? Думаю, никакой радости не будет, потому что наш результат зависит не только от спортсмена. Конечно, многое опирается на его возможности,  действия. Но, опять же, сервис и персонал, который работает со спортсменами, играет огромную роль, — рассказал Антон Смольский.

 

С душою, по-армянски...

Напарник по команде и друг Антона Смольского Дмитрий Лазовский об Олимпийских играх, до которых остаётся год, безусловно, также задумывается. Однако в моменте наслаждается тренировочным процессом в горах и армянским радушием.

— Атмосфера в Цахкадзоре просто "бомба", если можно так сказать. Очень классное место, мне по душе. Здесь очень приятно работать, жить, питаться, наслаждаться живописной природой.

Здесь мы уже сделали небольшой блок низкой интенсивности для того, чтобы после соревнований немного отдохнуть, перезапуститься. А сейчас уже начинаем по полной прорабатываться к гонкам. Текущая неделя заканчивается — и мы, скажем так, переходим на последнюю передачу.

— Со здоровьем всё хорошо, как прошла акклиматизация?

— Да, со здоровьем всё замечательно. Процесс акклиматизации прошёл без проблем. Если на пальцах объяснять, то получается, мы поднимаемся на высоту в дефицит кислорода и в непривычное давление атмосферное. Лично для меня  из-за этого дыхание может быть учащённое на тренировках. Это то, что смог заметить. У кого-то голова начинает шуметь, болеть чуть-чуть.

Но суть в том, что, когда организм перестраивается, адаптируется к этой высоте, к этим условиям, при спуске вниз мы получаем, соответственно, большее количество кислорода. И нашему организму легче работать. Он на некоторое время становится мощнее и эффективнее.

— Здесь очень многие хвалят еду. Тебе что больше всего нравится?

— Тут всё так душевно. Всё по-простому... По-армянски, я бы сказал. Очень это добродушно, все люди отзывчивые, — отметил Дмитрий Лазовский.

Как отмечал главный тренер сборной Беларуси Олег Рыженков наша команда, кроме Кубка сильнейших спортсменов, примет участие в соревнованиях в Златоусте, Тюмени и Ханты-Мансийске.

Итогом очередного длинного сезона будет пятый этап Кубка Содружества, который, предварительно, пройдёт с 3 по 6 апреля. Соревнования заключительного этапа второй год подряд примет столица Заполярья город Мурманск.






























Автор: Игорь Степанцов

Поделиться