Олег Рыженков о реабилитации Пильчук и Кручинкиной, возвращении Сола и Лещенко и планах Алимбековой-Смольской.
— Сезон постолимпийский. На соревнованиях калибра Кубка Содружества нет сверхдавления (в отличие от Кубка мира), что даёт вам возможность поработать в более спокойном ключе с молодыми биатлонистками. Такое мнение имеет место быть?
— Да, это несомненно так. Постолимпийский сезон всегда экспериментальный в каком-то роде, когда можно посмотреть и внедрить определённого рода тренерские наработки. После того, как ушли в декретный отпуск наши ведущие биатлонистки Анна Сола и Ирина Лещенко, из лидеров в команде осталась Динара Алимбекова. Кроме того, сёстры Кручинкины и группа молодых спортсменок со своими нюансами и трудностями, над которыми нам предстояло работать. Поэтому сезон 2022/2023 можно было расценивать и как просмотр молодёжи, определение сильных и слабых сторон этой молодёжи. К сожалению, из подготовки в течение сезона у нас выпали сначала Алина Пильчук, а затем Юлия Ковалевская. У Пильчук вскрылись старые проблемы и травмы, которые нужно было решать и ранее. Примерно тоже самое можно сказать и по Ковалевской. На её процессы в организме раньше можно было закрывать глаза, но сегодня их следовало уже решать, и пока мы не можем точно сказать, насколько эти проблемы решить получится. Таким образом, на сегодня у нас есть Дарья Кудаева, которая в отдельных гонках себя хорошо зарекомендовала, Ирина Кручинкина-Шаклеина. Остаётся у нас надежда и на то, что вернётся в строй после реабилитации Алина Пильчук. Также ждём из декретного отпуска Солу и Лещенко. Надеемся, что обретёт свои кондиции Елена Кручинкина, поскольку она спортсменка высокого класса. Кроме того, у нас ещё есть время до Олимпийских игр открыть новые имена.
— Какова на эту минуту ситуация с Алиной Пильчук?
— Ей сделали операцию в середине февраля. Сейчас она находится на домашнем лечении под контролем врачей. Сразу к тренировочному процессу не приступит, а только после того, как плечо заживёт. Думаю, к середине лета она начнёт выполнять определённого рода нагрузки. Может быть, будем применять к ней индивидуальный подход, вспоминая, как тренировалась после похожей травмы Динара Алимбекова, которая долго работала с одной палкой. Здесь будет многое зависеть от тренерского умения грамотно подвести спортсменку, а также её собственного желания работать и показывать результат.
— Дарья Кудаева в этом сезоне дважды была близка к подиуму, но по юниорам громких результатов на международной арене у неё не было. Каков потенциал белоруски?
— Из всего состава, который назван выше, именно Кудаева наш самый ближайший резерв. Да, звёзд с неба она пока не хватает, и в юниорках у неё высоких результатов не было, после которых можно было сказать, что мы видим потенциального призёра Олимпийских игр. Но таких спортсменов много, которые добиваются успеха, при этом не показывая высокого результата на юниорском уровне. Первое, что бросилось в глаза, когда началась наша предсезонная подготовка, — это то, что сердечно-сосудистая и мышечная системы новичков сборной не были готовы к тем нагрузкам, которые может выполнять национальная команда. Поэтому мы внимательно и постепенно выводили их на те кондиции, которые необходимы нам для дальнейшей работы. На сегодня Даша приобрела определённую форму, что для её этапа подготовки очень неплохой показатель. И два седьмых места, которые она занимала в личных гонках Кубка Содружества, говорят о её высоком потенциале. Обращает на себя внимание Кудаева своей качественной стрельбой, на огневом рубеже работает уверенно и спокойно. Другое её хорошее качество — это в какой-то степени даже не наглость, а смелость своих поступков. Она не стесняется авторитетов, смело выходит со всеми на старт. И может даже навязывать борьбу в гонках. Это очень здорово.
— С плюсами понятно. Зафиксируйте и те резервы, которые вы можете улучшить у наших молодых биатлонисток.
— Если берём в расчёт то, что Алина Пильчук хорошо пройдёт реабилитацию, то ей надо добавлять в функциональном плане. Это касается и Дарьи Кудаевой. Они обе хорошие стрелки, с хорошим чувством выстрела, не боятся работать на огневом рубеже, могут работать быстро и делать это хорошо. Но в функциональном и техническом плане им предстоит много-много работы.
— Сола и Лещенко вернутся наверняка — обе уже тренируются. У Анны в плане возраста ещё много лет карьеры впереди. А вот Ирина достаточно возрастная спортсменка.
— Я скажу так, что Ирина очень заряжена на работу и результат. Она сильная спортсменка и с большим опытом, и ближайшие два-три года только сможет помочь команде.
— То есть Лещенко вполне себе боевая единица на весь Олимпийский цикл?
— Совершенно верно. Что касается Анны Сола, то она пока не в полном объёме, но уже приступила к тренировкам. Работала и в Сочи, где находилась со своей семьёй. Также и Ирина Лещенко у себя тренируется дома, в Новополоцке, по специальной программе.
— У Елены Кручинкиной этот сезон будто бы выпал. Но она будет на будущий в вашей обойме?
— Да, действительно. Но она выступит на чемпионате России в Ханты-Мансийске. Из позитивного — пятое место в Рязани на Кубке Содружества в личной гонке. Но вот остальные её результаты не удовлетворяют наверняка ни саму Лену, ни нас, тренеров. После возвращения из Ханты-Мансийска в Минск Лена будет проходить дополнительные обследования в РНПЦ спорта, потому что этот процесс уже запущен. Мы выясняем те глубинные причины, которые мешают Елене Кручинкиной вернуться к тем кондициям, которые у неё были раньше.
— То есть пока у вас ответа на этот вопрос нет?
— Я не врач, но понятное дело, что есть определённые проблемы гормонального и психологического характера. Всё это в сумме дало вот такой результат.
— Елена Кручинкина жаловалась на проблемы в организме сразу по завершении Олимпиады в Пекине. Это звенья одной цепи?
— Да, это так. На мой взгляд, на Олимпиаде она себя задавила психологически, занявшись самоедством. И перед самой Олимпиадой за неделю она заболела сильным бронхитом, и был даже вопрос по её выступлению.
— Но сёстры Кручинкины в составе на сезон 2023/2024?
— Верно. И Ирина Шаклеина-Кручинкина на отдельных стартах показывала очень хорошую скорость. У неё пока наблюдается волнообразная схема функциональной работы: то чуть быстрее, то чуть медленнее. Если в Ижевске, например, она бежала очень здорово и хорошо себя чувствовала, то перед последней гонкой заболела и не вышла на старт. Потом заболела её сестра Лена, а родные сёстры друг другу где-то передают свою энергетику.
— Как удалось не закиснуть ментально в этом сезоне лидеру нашей команды Динаре Алимбековой-Смольской?
— Мы много разговаривали с Динарой весной прошлого года и настраивались на этот сезон. Что касается следующего, то конкретнее о нём ещё говорить для Алимбековой-Смольской рано.