Не задохнуться в Антресельве: затронуты трудности коварной биатлонной трассы Олимпиады-2026

Не задохнуться в Антресельве: названы трудности коварной трассы Олимпиады-2026

Чтобы успешно выступить на Олимпийских играх в феврале, обязательна горная подготовка в условиях кислородного голодания

Примерно через девять месяцев олимпийский огонь зажжется над Миланом, Кортиной и другими городами Альпийского региона, где пройдут зимние Олимпийские игры 2026-го года. В отношении участия белорусов на этом форуме пока остается много неопределенности, особенно в контексте биатлонной команды. Очевидно, что она работает с оружием, поэтому в различных европейских кабинетах данный факт имеет дополнительный вес, чтобы "городить" очередные мнимые барьеры и высказывать озабоченность безопасностью. Впрочем, есть надежда, что горячие головы все же удастся остудить и по примеру парижской Олимпиады белорусы доедут в феврале до Италии. Но просто приехать туда — лишь полдела. Олимпийский стадион коварен и потребует дополнительной специальной подготовки. Сайт Международной федерации биатлона еще раз наполнил об этом — мы приводим ключевые моменты репортажа.

Местом проведения биатлонных соревнований, естественно, станет итальянский храм этого вида спорта — Антерсельва, которая на высоте 1600 метров над уровнем моря подвергнет спортсменов настоящему испытанию.

По этой причине в последние годы многие национальные сборные посвящают часть своих летних тренировок работе в высокогорье. IBU провел углубленное исследование на тему работы организма в этих условиях.

От обсуждения недостатка кислорода до его влияния на частоту сердечных сокращений, восстановление и точность стрельбы — Biathlonworld поговорил как с теми, кому предстоит продемонстрировать плоды своей упорной подготовки на трассе —  со спортсменами Стурлой Хольм Легрейд и Дидрой Ирвин, так и с теми, кто за кулисами помогает атлетам подготовиться к этим усилиям, от врача команды Каролин Килиан до тренеров Йоханнеса Лукаса и Йонне Кяхкёнена из шведской и итальянской сборных соответственно.

"Биатлон — экстремальный вид спорта, который отличается от других, — объясняет тренер Йоханнес Лукас, — На склонах ты выкладываешься на 100%, но потом тебе нужно быть абсолютно готовым к смене деятельности на стрельбище. Когда ты на высоте 1400 и выше, то возникает ощущение, что не хватает воздуха, чтобы дышать, и тогда на стрельбище приходится задерживать дыхание, концентрируясь на мишенях, а это, очевидно, нелегко".

Не всем спортсменам, как некоторым итальянцам и французам, повезло родиться на высоте или вырасти, соревнуясь на объекте, расположенном на высоте более 1400 метров над уровнем моря, вспоминают Легрейд и Ирвин: "Когда я впервые соревновалась на высоте, — говорит американка, — я чувствовала, будто двигаюсь в замедленной съемке. Я вообще не могла дышать. Мое тело было очень тяжелым".

Что происходит с организмом в таких обстоятельствах, объясняет врач сборной Словении Каролин Килиан: "Приходится иметь дело с высокой субмаксимальной частотой сердечных сокращений и учащенным дыханием".

Чемпионат мира в Ленцерхайде, трассы которого проходили на высоте 1389 метров и 1416 метров, стал хорошей проверкой перед главным событием следующего года, предоставив спортсменам возможность поработать над адаптацией к высоте и отточить даже самые незначительные детали.

"Помимо адаптации к высоте, которая важна для раскрытия вашего потенциала на трассе, также важно работать над дыханием, — отмечает тренер сборной Италии Йонне Кяхкёнен. — Дыхание является для меня одним из ключевых аспектов, который я всегда хочу исследовать, и я хочу научить спортсменов тому, как оно меняется от низины до средней и большой высоты".

С физической точки зрения кривая производительности лактата в организме серьёзно меняется. Победитель Кубка мира из Норвегии Стурла Легрейд отмечает, что "от недостатка кислорода мышцы очень быстро начинают болеть. Я очень быстро достигаю предела, и поэтому обычно у меня на лице появляется что-то вроде улыбки, но на высоте это просто не работает".

Все сходятся в одном: ключ к достижению наилучших результатов — длительное пребывание на высоте: как просто проживание, так и тренировки. В этих условиях можно максимально персонализировать работу с учетом физических данных каждого спортсмена.

ef581ea5da0309db9f9706971718cc555de67b5523d5e736430720.jpg

Неслучайно, особенно во время последнего чемпионата мира в Швейцарии, многие команды подолгу работали на огневом рубеже, экспериментируя с различными вариантами управления дыханием во время стрельбы. Ключевым словом в управлении усилиями на высоте, как уже упоминалось, является индивидуализация.

"Воздействие высоты важно для того, чтобы спортсмены могли лично прочувствовать, что происходит с их телом на определенной высоте, — объясняет шведский тренер Лукас. — И что им нужно делать как на этапе подхода к стрельбищу, так и во время выполнения пяти выстрелов".

"И ко всему этому нельзя не добавить важность восстановления: поскольку организм легче и быстрее устает от физических нагрузок, становится важным обеспечить его необходимой энергией. Я отношусь ко сну, питанию и гидратации со всей серьезностью, особенно во время соревнований.

Конечно, важно, чтобы все спортсмены подвергались воздействию высоты, но в конце концов главным фактором является тренировка. Если тренировка неправильная, если их периодизация неверна, то чередование высот в период подготовки или соревнований не имеет значения", — заключает Кяхкёнен.

Напомним, белорус и россияне из санкций Международной федерации биатлона на протяжении трех сезонов не имеют возможности тренироваться и выступать в Западной Европе. В качестве альтернативы белорусы использовали сборы в среднегорье Армении.

Поделиться