"Если без Олимпиады": тренер сборной Беларуси Олег Рыженков раскрыл "план Б"

"Если без Олимпиады": наставник сборной Беларуси Рыженков раскрыл "план Б"

После того, как Конгресс Международной федерации биатлона продлил отстранение, остался лишь один шанс попасть на Игры-2026

Главный тренер сборной Беларуси по биатлону Олег Рыженков в программе "Большой спорт" (эфир 5 октября в 11:15 на "Беларусь 5") прокомментировал ситуацию в мировом биатлоне, потерю популярности, финансовую поддержку в период санкций и рассказал о подготовке к Олимпиаде 2026 и возможностях на нее отобраться.

— На конгрессе IBU в Белграде поднимался вопрос о том, что биатлон теряет популярность. Может быть, это как раз и связано с тем, что нас на мировой арене нет?

— Безусловно. Две сильнейшие команды: сборная России и сборная Беларуси — всегда участвовали в завоевании медалей как на Кубках мира, так и на чемпионатах мира. Где-то подвигали и боролись на равных с теми же норвежцами, шведами, немцами, французами. Пусть небольшим коллективом, но тем не менее некоторые спортсмены очень ярко себя проявляли. Чем больше конкуренции, новых имен на мировом уровне, тем и зрителю интереснее. Интерес еще, думаю, падает из-за того, что российская и белорусская аудитория не смотрит биатлон по телевизору. Тем более когда вначале пробежали лидеры, уже становится все понятно, дальше уже нечего смотреть, особенно если погодные условия позволяют первой группе бежать и налегке выигрывать, а дальше уже шансов нет. Поэтому зрителю становится неинтересно, он выключает телевизор и идет пить кофе или чай.

— Был ли кто-то от нас на Конгрессе?

— Никого, насколько я знаю. Но и приглашения как такового не было.

— Если у нас все-таки появится шанс добраться на Олимпиаду, то он у нас будет в лучшем случае через год. Может быть, в кулуарах поговаривали, что, следующей осенью это точно случится?

— Сложно ответить, потому что прямого диалога у федерации с IBU нет. Просто в кулуарах бытуют различные мнения: все равно идет общения с иностранными специалистами, тренерами. Нелегко что-то предугадать, потому что этим процессом руководит не только IBU, но и МОК, и другие структуры. Сейчас никто не скажет, когда и какое решение будет принято.

— С кулуарами понятно. Но вы же к чему-то готовитесь, на что-то настраиваетесь?

— Настраиваемся, понятно дело, на Олимпийские игры, потому что это главный старт четырехлетия. Но, помимо таких долгосрочных перспектив, как ОИ, у нас есть достаточно насыщенный сезон с соревнованиями и в Беларуси, и в России. Настраиваемся на них. Конечно, жаль, что не получается у нас выезжать на международные старты, но их достаточно и здесь. Пусть нам завидуют тогда.

— Удается ли за счет тех стартов, что есть, поддерживать форму и подготовиться в любую минуту быть на кураже?

— Ведется скрупулезная аналитика всех тренировочных занятий, тестов, соревнований. По этому всему видно, что наши спортсмены конкурентоспособны. Невозможно сравнить снег в России и в Италии, но белорусский похож на европейский. По тренировкам и соревнованиям в Беларуси видно, что скорость у спортсменов хорошая и они вполне могли составлять конкуренцию на международном уровне. Учитывая аналитику тестов, которые мы проводим, и в кроссовой подготовке, и на лыжероллерах, те скоростные показатели, которые необходимы спортсменам, есть у наших ребят. Считаю, что при выходе на международную арену, лидеры не потеряются. Молодежи еще надо поднабрать, но они подрастут и выйдут на тот же уровень.

photo_2024-09-08_11-15-37.jpg

— Насколько чувствуется, что финансовая поддержка стала поменьше?

— Не скажу, что она стала меньше. Государство как уделяло спорту, в частности биатлону, огромное внимание, и идет навстречу по многим вопросам. Что касается призовых, то, думаю, в настоящий момент у спортсменов достаточно мотивации, возможностей для того, чтобы выступать на соревнованиях, завоевывать медали и таким образом укреплять свое финансовое положение. Понятное дело, это не Кубок мира, не чемпионат мира. Считаю, что на сегодняшний день все неплохо в этом плане.

— Анна Сола недавно выиграла масс-старт на чемпионате Беларуси по лыжероллерам. Это Анна такая сильна или соперники слабые?

— Скажу так, что и Аня сильная, и соперники сильные. По стечению обстоятельств случилось, что нам было необходимо провести контрольную тренировку и тут проходил Открытый чемпионат РБ по лыжероллерам. Они любезно согласились нас принять с вою компанию на один день. Практика хорошая, опыт хороший. На мой взгляд, лыжникам с биатлонистами тоже нужно встречаться, это обеим сторонам интересно. Соревнования хорошие, было много людей.

— Все этапы Кубка Содружества пройдут на территории России. Как там условия, инфраструктура?

— По-разному. Первая трудность — большие дальние переезды. Есть хорошие биатлонные центы, где все налажено. Это Ханты-Мансийск, Тюмень, Чайковский — интересное место. Конечно, есть и те, где нужно вкладывать финансы для улучшения условий. Но, в принципе, там, где проходят соревнования Кубка Содружества, инфраструктура позволяет на высоком уровне конкурировать с хорошими условиями питания и проживания.

— Почему Раубичи в этой гонке проиграли?

— Один из этапов Кубка Содружества должен был пройти в Раубичах, но взамен эти соревнованиям было принято решение, думаю, правильное, проводить Открытый чемпионат Союзного государства с расширенной олимпийской программой со множеством гонок.

— Учитывая, что будет в феврале, успеют подготовить достаточное количество снега?

— Как правило, в феврале у нас снега достаточно, лежит еще свой.

— На международной арене, кроме правил, меняются еще и условия, связанные с лыжами, например, использование фтора. Насколько тяжело нам будет перейти?

— Первое время будут сложности. Адаптация к новым условиям потребует ресурсов как финансовых, так и человеческих. Необходимо будет увеличивать штат сервисной группы, потому что сейчас, общаясь с иностранными специалистами, понимаешь, что вдвоем, втроем, вчетвером сервисмены не справятся. Изменились правила не только использования смазки, но и выноса лыж перед стартом. Если раньше спортсмен получал лыжи перед самым стартом, проходил маркировку и выступал, то сейчас лыжи приносятся за час до старта, проверить на наличие фтора. При малейшей изменении погоды у сервиса не будет возможности что-то предпринять. Пошел снег, изменилась температура, а лыжи уже стоят, ничего не сделать.

photo_2024-09-09_07-11-47.jpg

— Удастся ли выйти на пик формы к 2026-му году?

— Вся работа, которая ведется, направлена на подготовки к ОИ. Это главная цель. Если бы мы не участвовали в соревнованиях, то сложно было бы говорить и выходе на пик формы к Олимпийским играм. Видя всю подготовку, остается вопрос за малым — главное туда поехать.

— А если произойдет ситуация, что мы готовимся и в последний момент узнаем, что нас не допускают. На что переориентируемся?

— Если такая ситуация произойдет, то, скорее всего, будет параллельно готовиться проект, как чемпионат Союзного государства. Этап, к которому тоже будем готовиться и показывать результат.

Автор: sport5.by

Поделиться