Известный журналист и телеведущий Дмитрий Занин в эксклюзивном интервью sport5.by подвёл итоги биатлонного сезона 2023/2024 и поделился ожиданиями от сезона следующего.
— Дмитрий, биатлонисты уже вышли из отпусков, уже через пару-тройку месяцев стартует новый сезон. А как тебе сезон прошедший?
— Очень классный сезон в плане борьбы на Кубке Содружества. Здорово, что у вас есть Смольский, здорово, что у России есть Латыпов. И в лучшем своём состоянии они дарят нам невероятный накал борьбы. На самом деле эта борьба могла бы стать украшением Кубка мира.
Ещё с прошлого сезона у меня возникают различного рода флешбэки. Помню тогда в Раубичах Смольский постоянно боролся с Серохвостовым, была прекрасная погода, шикарная телевизионная картинка. Думал, что всё это могло быть на Кубке мира. Вся эта борьба очень напоминает его. Особенно, когда на стадионе много зрителей (а в Раубичах по-другому не бывает). С каждым годом мы становимся лучше и, можно сказать, настоящими.
— Это чувство пришло, в том числе, благодаря новым стартам на самом высоком уровне?
— Да, действительно. В этом сезоне в России провели Спартакиаду сильнейших. Мы своими глазами увидели, как это можно проводить, а сами биатлонисты в один голос твердили, что организация Спартакиады не уступает организации на чемпионатах мира. Когда на трибунах три тысячи человек, биатлонистов зрители встречали на каждом подъёме, спортсмены говорили, что испытывали мандраж и мурашки по телу бегали. Я всё это говорю к тому, что нам биатлонные соревнования нужно проводить именно на таком уровне: и в Беларуси, и в России. И чтобы это было нормой. Организация Спартакиады в Златоусте — это то, к чему нам всем нужно стремиться.
Хотелось бы, чтобы и в Беларуси побольше соревнований биатлонных проводилось. Сейчас у вас проводится всего один этап Кубка Содружества. С этим тоже можно работать. В этом году в Раубичи я приезжал с семьёй. На одной из гонок мы ходили на трассу, там было просто супер. Хочется, чтобы больше людей знало о том, что поддерживать своих любимчиков можно не только на трибунах. Кубка мира сейчас у нас, к сожалению, нет, но есть Кубок Содружества, на котором тоже бывают классные зарубы. У нас есть Латыпов, Смольский, Халили, Лазовский, Логинов, Бабиков — это люди, которые способны побеждать на этапах Кубков мира. И они готовы серьёзно рубиться, делать зрелище.
Немного проседает у белорусов женская команда, в прошедшем сезоне только Сола одна пыталась бороться. Смольская ещё не набрала форму, у Лещенко мало что получалось. Хотелось бы, чтобы женская сборная немного подравнялась. Если у вас ещё и она усилится — будет вообще кайф. Мне очень хочется этого. Посмотрите на рубку Смольского и Латыпова, как они готовились к каждому старту? Это же только добавляет зрелищности. Знаю, что Антон специально в горы ездил, чтобы быть готовым к домашнему этапу в Раубичах. После этого взял все три гонки на Родине.
— Чего ожидаешь от следующего сезона? Этапов Кубка Содружества будет больше, тем интереснее должна получиться борьба…
— На самом деле ожидаю ещё более бескомпромиссной борьбы. И хочется, чтобы СБР больше не обижал белорусов. На этапах чемпионата и Кубка России вся эта ситуация с вручением медалей, невключением гимна: хотелось бы, чтобы такие ситуации больше не повторялись. Хотелось бы, чтобы было больше здравого смысла, за который в нашем биатлоне отвечает Дмитрий Губерниев. Все мы стали свидетелями того, как Дмитрий трепетно относится к белорусским биатлонистам, включает гимн на церемонии награждения, не даёт ваших спортсменов в обиду.
Жаль, что всё-таки не состоится ранее запланированный чемпионат Союзного государства, где наши спортсмены выступали бы на равных условиях. К тому времени белорусы выходят на пик формы, наши спортсмены тоже — получилась бы рубка всех со всеми. Было бы здорово на это посмотреть. Но есть целых шесть этапов Кубка Содружества, что тоже неплохо.
— Учитывая такой насыщенный календарь, надежд на то, что нас вернут в международную повестку, совсем не остаётся?
— Говорю искренне, я не жду этого. Мне недавно писал старый мой приятель с норвежского телевидения, говорил, что с нами и белорусами было бы, конечно, пободрее на Кубках мира. Он время от времени интересовался у спортсменов о том, хотели бы они нас видеть на Кубках мира. И подавляющее большинство высказывалось "за". Помним, что и Мартен Фуркад высказывался за то, чтобы нас вернули. Но мы понимаем, какая ситуация складывается в IBU.
Биатлон — не такой большой бизнес, как НХЛ, ММА, где спокойно все наши выступают. Там, где у нас есть какой-то вес в международных федерациях: дзюдо, борьба, бокс, отечественные спортсмены уже давно и успешно выступают. Видимо, в биатлоне наши позиции не сильно крепки, и от этого не жду какого-то положительного решения на наш счёт. Даже в предолимпийский год. Смысл чего-то ждать, а потом разочаровываться? Мне кажется, что сейчас, наоборот, очень классное время, чтобы самим придумывать новые зрелищные вещи. Прокачивать свои внутренние крутые соревнования. Нужно учиться развлекать себя самостоятельно, в ситуации, когда это не делают за нас немцы, норвежцы, французы или итальянцы. Там это делалось просто: была сборная России, была сборная Беларуси, они рубились с сильнейшими из мира биатлона. Сейчас этого расклада нет, поэтому нам нужно придумывать, как устраивать крутые старты между собой. Это очень непростая задача, но она решаема.
— Этим летом будут проходить Игры БРИКС. Есть вероятность, что и в зимних видах спорта будет что-то подобное придумано…
— Безусловно, вся эта история будет перенесена и на биатлон, и на другие зимние виды спорта. Сперва же и Спартакиада проводилась только в летних видах спорта. Златоуст показал, как мы можем проводить подобные соревнования. Когда начался первый сезон, я вообще не верил, что мы сможем что-то подобное организовать. Когда приезжал на первые старты в Ханты-Мансийск, видел эти пустые трибуны, задавал себе вопрос: "Что мы вообще делаем? Кому всё это нужно?". Но как-то внутренне мы договорились о том, что каждый из нас (спортсмены, журналисты, организаторы) будет честно делать свою работу. И в итоге пришли к Спартакиаде в Златоусте.
— На последнем этапе чемпионата России и Кубке Содружества наш Степан Данилов завоевал медаль и заехал в цветы. Лично для тебя это было откровением?
— Это было очень неожиданно. Когда он приходил к нам в студию, говорил, что ему 25 лет и за всё это время серебряная гонка на чемпионате России была лучшей гонкой в его карьере. Я всегда радуюсь за такие истории, когда у нас появляются новые персонажи. Когда в стартовом протоколе бегут 70 человек, а все обращают внимание только на 15-20 биатлонистов, это немного неправильно. Остальные ведь тоже в порядке. Им тоже хочется себя проявить. В своё время у нас в биатлоне появился персонаж Жека Емерхонов. Он звёзд с неба не хватал, но был просто приятным и обаятельным человеком. Мы сделали с ним несколько материалов, и в биатлоне появился официальный персонаж — Жека Емерхонов. Кто-то просто заходит в биатлон через свою харизму, кто-то — через результаты. В этом сезоне мы все узнали, что есть такой Степан Данилов, который может всех удивлять. Классный парень. Другое дело, что его результаты были в самом конце и мы его не сильно "распробовали". Но, надеюсь, в следующем сезоне мы познакомимся с ним сполна.
Слышал, что он простой парень из деревни, который всего добивался через тернии. Благодаря подобным историям спортсмены из просто имени и фамилии в протоколе обретают
настоящую жизнь в глазах болельщиков. После такого за ними гораздо интереснее следить. Это то, чем нам всем нужно заниматься. Таких историй должно быть больше. Вот возьму, например, я стартовый протокол любой гонки Кубка Содружества. Про человек 15 могу что-то рассказать, про остальных нечего. А нужно, чтобы их было не 15, а хотя бы 30. Тогда будет классно.