Признайтесь, услышав слово "Бегущий", что первым приходит на ум в продолжение? Наверняка, у многих это будет "... по лезвию" от автора "нетленки" режиссёра Ридли Скотта.
В биатлонных реалиях нашего с российскими спортсменами отстранения рождается свой "бегунок". Нет, он не разыскивает и не уничтожает сбежавших человекоподобных биороботов (дословное описание деятельности главного героя актёра Харрисона Форда в фильме "Бегущий по лезвию" — прим. Авт.) Скорее, своей позитивной энергетикой он разыскивает и уничтожает безразличие на лицах болельщиков на трибунах биатлонных (и не только) центров по всей огромной России.
Совсем скоро и белорусские болельщики смогут вновь оценить талант Александра Кузьмина (именно это имя носит в реальной жизни бегущий комментатор) на трибунах родных Раубичей по ходу Кубка сильнейших спортсменов.
Sport5.by знакомит ближе с голосом биатлонных стадионов.
— Александр, знаю, что ты был профессиональным биатлонистом. Расскажи о своей спортивной карьере?
— Всегда говорил и продолжаю утверждать, что появился на свет с врождённой любовью к биатлону. С самого детства, во время трансляции гонок по телевидению, я даже не ходил в школу. Мне мама разрешала. Я был поклонником номер один, и моё будущее, по сути, было предопределено.
— Я так понимаю, это было в Пскове?
— Да, это было в моём родном Пскове. Я коренной пскович. В регионе биатлон был не сильно развит, но я смотрел на русских спортсменов и вдохновлялся, мечтал стать таким же.
— В не самом развитом регионе для биатлона приходилось начинать с других видов?
— Так и есть, я начал заниматься спортивным ориентированием. К слову, являюсь мастером спорта. Но, даже когда стал победителем первенства России, всё равно мечтал стать биатлонистом.
— А как получилось попасть в этот вид спорта?
— Дело случая: мой друг одно время встречался с биатлонисткой. К слову, здесь были переплетения с вашей страной, поскольку девушка эта — Анастасия Калина — некоторое время представляла Республику Беларусь.
Многие, в том числе и мой друг, знали о моей любви к биатлону. В общем, мы с Анастасией пообщались. После они уехали, а мой друг ей в шутку сказал, что если меня не возьмут заниматься биатлоном, он с ней расстанется. Реально, угрожал (смеётся).
— Шутки-шутками, но ты всё-таки попал в биатлон?
— Да, после этого меня в 17 лет посмотрел тренер. Сказал, что на лыжах не умею стоять. И, конечно, он отказал. Тогда уже Насте пришлось сказать, что, если не возьмут меня, она уйдёт из биатлона. Ничего этого я бы не рассказывал, если бы не пришёл к нему в 17 лет, а уже в 18 лет не выполнил Кандидата в мастера спорта.
В 19 лет я уже был Мастером спорта, а в 20 — победил на Кубке мира. Буквально за четыре года добился такого прогресса. Всё очень быстро стало приходить. При этом у меня всё хорошо было со стрельбой: одним из лучших стрелков был в стране. Но ходом немного не хватало.
— Меня поразило твоё фото в соцсетях с огромным количеством наград. Это же результат серьезной работы. С какими трудностями вообще в карьере сталкивался?
— Трудностей было полно. И здесь самое главное — не опускать руки.
Даже сейчас, общаясь с биатлонистами, которые финишируют далеко от первых мест в протоколе, я вспоминаю, что тоже занимал места за пределами первой сотни на юношеских соревнованиях по биатлону. Но всегда верил, что выиграю. Сейчас стараюсь вселить эту уверенность в каждого из участников соревнований.
— Именно такая огромная любовь к этому виду спорта, нежелание с ним расставаться, предопределила твою дальнейшую работу?
— Я бы даже не назвал это работой. Есть такая известная фраза: "Сделай своё любимое дело работой и тебе не придётся работать ни одного дня в жизни". Я занимаюсь любимым делом.
Естественно, возвращаться в профессиональный спорт уже в другом амплуа было сложновато. Хотя мои одногодки, с которыми я был в сборной России — Бабиков, Логинов, Цветков, — ещё в деле.
Несмотря на то, что в родном Пскове у меня семья, есть бизнес, я с удовольствием каждые выходные приезжаю на этапы Кубков Содружества и других стартов, к слову, не всегда биатлонных. Скоро приеду и в Беларусь. Я обожаю Раубичи, с удовольствием прогуляюсь по Минску. Традиционно приезжаю к вам с семьёй.
— А как ты попал в эту колею?
— Как я уже говорил, мечтал остаться в биатлоне, комментировал много мероприятий. Начал сам искать возможности развиваться в этом. Связывался и с Союзом биатлонистов России, с Матч-ТВ, с региональными организаторами. Многие меня ещё не знали. Пришлось всех убеждать, что все останутся в восторге от того, как я веду.
Всегда выкладываюсь на 110 процентов. После гонок обычно ощущаю себя как будто сам пробежал индивидуальную гонку. Я не простой комментатор, я биатлонист. Победитель Кубка Мира, который знает всю биатлонную кухню изнутри и с огромной радостью передаёт зрителям эту невероятную энергию.
— Учитывая то, что ты практически со всеми биатлонистами хорошо знаком, с ними получается неплохой контакт.
— Какая-то химия всё-таки со спортсменами у меня есть. Сто процентов. Мы даже вечером после гонок можем пообщаться, прокатиться на лыжах. Таким образом, я получаю определённую информацию, которую потом могу донести до болельщиков. Кто из спортсменов хочет, допустим, на спор побриться налысо, если не победит, кто прошлым вечером ходил в театр, ресторан и тому подобное.
То есть, если меня поставить какой-нибудь кёрлинг комментировать, наверняка, будет не так интересно. Но там я также отдамся полностью, энергии будет много.
У меня даже был случай, я как-то комментировал чемпионат по пол-дэнсу. Это танцы на пилоне, если кто не знал. Представляешь? Да, есть такой вид спорта. И его пришлось комментировать 8 часов без перерыва. При этом вся "соль" этих соревнований в том, что 3 минуты спортсмены выступают, а 7 минут после этого организаторы протирают пилон. И я должен был эти 7 минут чем-то заполнять.
— Помнишь первую биатлонную гонку, на которой ты отработал?
— Это была гонка прошлого сезона в Чайковском. Помню, очень смущался, переживал, как меня встретит биатлонная семья. Многие не ожидали меня увидеть снова спустя много лет. Первое время чувствовал себя одиночкой. Сейчас я в своей тарелке.
— Страх перед началом был какой-то?
— Безусловно, он был раньше. Сейчас его уже нет. Давно не испытываю этого чувства, даже в новых видах спорта. Здесь важно, как бы это пафосно ни прозвучало, чувствовать себя королём. Ты должен понимать, что управляешь зрителями и всей атмосферой с помощью своего голоса. Главней всего — погода на стадионе, если перефразировать известное выражение.
— Не могу не задать ещё один вопрос про карьеру. Ты довольно рано завершил. Что произошло, травма?
— В спорте у меня никогда не было серьёзных травм. Но однажды, когда мы в составе сборной России праздновали день рождения в аквапарке в Уфе, случилось непоправимое. Мы ехали с водяной горки командой, паровозиком, я зацепился ногой и едва не оторвал её. Нога зацепилась, меня поджали, и я разорвал заднюю поверхность бедра, полностью оторвал ягодичную мышцу.
Я долго пытался вернуться в спорт. Было больно бегать на лыжах, хотя я достаточно неплохо ездил. Но тогда чётко понимал, что для того чтобы выигрывать старты и попадать на Кубки мира, должен был быть здоров на 100 процентов. Тогда принял решение закончить профессиональную карьеру и двигаться в другом направлении.
Сейчас я 10 лет без профессионального спорта, у меня есть свой фитнес-клуб, открываю сеть фитнес-клубов по России. Тренирую, занимаюсь любимым делом, комментирую, поэтому здесь и сейчас, мне кажется, жизнь удалась. И я только в начале пути, это важно заметить. Я хочу стать очень популярным, и не только в сфере биатлона, такая вот цель.
— Затмить самого Реального Губера?
— Если честно, такой цели нет. Меня многие сравнивают с Дмитрием Губерниевым. Нет задачи конкурировать, есть задача делать что-то своё на благо биатлона. То есть хочется, чтобы, наоборот, мы могли с Дмитрием каждый по-своему влюблять людей в биатлон. Хочется, чтобы мы объединились и сделали биатлон ещё ярче.
— Сложно ли было найти себя после карьеры спортсмена?
— Порой очень. Но находить себя нового нужно. Иначе жизнь просто остановится. Главное — твоё личное желание. Многие не обязательно остаются в спорте. Мне повезло, я остался. Помимо комментирования, тренирую уже много лет бегу. К слову, Динару Смольскую я даже готовил к трём километрам, писал тренировочный план, подсказки какие-то давал. Благодаря моим советам она пробежала быстро, установила новый личный рекорд.
— Помимо всего прочего, ты ещё весьма успешно ведёшь соцсети. В Инстаграм у тебя более 17 тысяч подписчиков, в Телеграм — 14 тысяч. Какие лайфхаки посоветуешь тем же спортсменам-блогерам?
— Это очень долгий путь. В последние год-два приходит большой поток подписчиков, поскольку я стал более узнаваем. Но над первыми тремя тысячами работал очень долго. Что касается лайфхаков: стараюсь публиковать качественный контент, часто в коллабарации с известными спортсменами. Но главное правило — каждый день должен быть активным. Каждый день я что-то публикую. Не должно быть ни одного дня тишины. То есть в год минимум ты должен сделать 365 постов.
Порой, во время этапов Кубка Содружества, я скидываю вообще по десять постов в день. Есть люди, которые отписываются, говорят, что это очень много. Но мои люди остаются со мной. И их значительно больше. Вода камень точит.
А ещё хочу сказать, что биатлонистам очень повезло. У них самые лучшие фаны, подписчики и болельщики. Самые добрые, отзывчивые...
— Совсем скоро и зрители в Раубичах смогут услышать тебя на Кубке сильнейших спортсменов. В Беларуси ты будешь не в первый раз. С какими чувствами приезжаешь сюда?
— Да, я уже работал в Раубичах вместе с вашей коллегой Анной Любенковой. С огромной радостью приеду в Беларусь. В Раубичах у вас особая атмосфера и болельщики…
У вас как-то по-другому болеют. В Раубичах всегда биатлонный праздник. Болельщики не мёрзнут на трибунах, а радуются биатлону.
Поэтому с удовольствием приеду в Беларусь.