Заслуженный тренер Беларуси Юрий Альберс в программе "Спортивный интерес" на телеканале "Беларусь 5" рассказал о текущем положении дел в белорусском биатлоне.
— Юрий Юрьевич, биатлон — наша особая боль. С руководством международной федерации нам не повезло. Мы здесь об олимпийских шансах рассуждаем: они вообще есть?
— Ох… надежда умирает последней. Хотя все заявления международной федерации биатлона неизменны: допуска нет, в правилах биатлона нет нейтрального статуса и так далее.
На последних заседаниях мы только это "нет" и слышим. Сегодня стартуют этапы Кубка мира, которые еще позволяют отобраться на Олимпиаду, но нас туда не допускают. Система выстроена так, что мы готовы поехать, как только будет дано разрешение.
Олимпийские игры проходят в горах на высоте 1500-1600 м, а мы в своей подготовке к сезону уже три раза были в горах и планируем туда еще в январе, если примем участие в Олимпиаде.
Если не будет Игр, то в Сочи в эти же сроки запланирован Кубок Содружества с Россией. Мы готовы. Понятно, есть сложности со смазкой, но федерация нашла возможность в марте отправить руководителя сервисной группы на этап Кубка мира, чтобы "повариться" в этой системе.
В этом году планируем его еще раз отправить на этап Кубка мира во Францию. Есть резервы инвентаря, если перейдем на смазку, не содержащую фтор.
— Можно ли рассчитывать на wild card, если вдруг не получим полноправного допуска?
— Отбор завершен. Wild card будут разыгрываться, но для них нужно набирать очки, принимая участие в Кубках мира. Но что такое два человека к ста запланированным среди мужчин и женщин?
Если будет какое-то разумное решение со стороны Международной федерации биатлона, то два человека, допустим, 2+2 добавить — это одна минута старта и ничего больше. Мы готовы на все.
— Параллельно с соревнованиями в России идет Кубок мира. Опытным взглядом можете сказать: стали ли белорусы и россияне за эти годы отстранения менее конкурентоспособными или, может, наоборот, более?
— Трудно сказать, трудно наложить один результат на другой. Функциональная подготовка у нас стала выше, чем в 2022-м году, когда Смольский завоевал серебро на Олимпиаде. Ведем мониторинг биохимического состояния.
Параметры, которые отслеживаем, растут: скоростно-силовая подготовка, выносливость. Сейчас мы можем проиграть в качестве патронов и оружии. С патронами ситуация катастрофическая, нигде не можем приобрести высококачественные, хотя покупаем их в пять раз дороже, чем в Европе.
Такая же ситуация и в РФ, где заводы были и работают, но там вы знаете, в какую сторону ориентация. Вопрос сложный и с оружием. Раньше мы каждый год проводили его сервис на заводе в Германии, но уже четыре года мы его не делаем. Ресурс на исходе. Но в функциональной подготовке мы нисколько не уступим.
— Была информация, что планируется производство патронов на территории Беларуси.
— Это пока только в планах. Мы хотим завоевывать медали, поэтому все должно быть без всякого сучка и задоринки.
— Фтор отменили на Кубке мира. Может, и нам пора переходить на другую подготовку лыж?
— Вопрос неоднозначный. Мы тренируемся с российскими спортсменами, и перейти сейчас на смазку, не содержащую фтор, это значит — полностью заменить весь инвентарь. Для нашей сборной мы можем это провести безболезненно, но для регионов РФ это большие денежные затраты. Если допустят, то тогда, понятное дело, будем все подготавливать.